Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИМосковского Патриархата

На главнуюЭлектронная почтаRSS

Современный подросток похож на Простакову из комедии Фонвизина, считает Патриарх Кирилл

23 января 2012

Современный подросток похож на Простакову из комедии Фонвизина, считает Патриарх Кирилл

Москва, 23 января. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил об опасных последствиях надменного отношения к образованию в среде молодежи, которое вызвано повальным увлечением интернет-технологиями на фоне забвения традиционной культуры.

«Подобно тому, как госпожа Простакова из бессмертной комедии Фонвизина удивлялась, зачем дворянину учить географию, если извозчики итак знают, куда везти, современные юноши и девушки не считают нужным по-настоящему запоминать что-либо и учить, ибо вся информация в полном объеме добывается простым нажатием кнопки "Enter"», – сказал Патриарх Кирилл на торжественном открытии XX Международных Рождественских образовательных Чтений.

«Такой подход к знаниям и информации надмевает человека и ставит в опасное положение с точки зрения нравственной и с точки зрения бытовой информации. Ведь Интернет-то всегда под рукой, даже если эффективное формулирование запросов в поисковой строке требует определенных фоновых знаний и сообразительности», – добавил он.

Предстоятель Русской Церкви отметил, что в условиях быстро растущих технических возможностей и увеличения объема получаемой информации юношество оказывается перед лицом большой опасности, поскольку из мощного информационного потока тяжело извлечь то основное, что необходимо для культурного, духовного и интеллектуального развития личности.

«Все большую популярность получает убеждение, что для юного человека обладание технологиями и последними данными важнее систематического глубинного изучения науки и культуры. Воспитательный же компонент в образовании и вовсе оказывается сокращенным с целью экономии времени для новых дисциплин. Доступ к интернету и различным базам данных создают иллюзию некоего информационного всевластия, возможности в любой момент ответить на любой вопрос», – сказал патриарх.

«В этих условиях постоянно обновляющейся повестки дня в особый список риска попадают науки и знания, отсылающие молодого человека к прошлым эпохам, к его корням. "Зачем знать, что было три-четыре века назад, если в эти дремучие времена не было iPad’ов и не было придумано ни одной дельной игрушки?" Так или приблизительно так может думать современный подросток», – заметил он.

По словам Патриарха Кирилла, история, культура, фольклор, классическая литература окутаны туманом давно прошедшего времени, но, между тем, за счет приобщения к литературному, художественному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация, народные песни, сказки, пословицы, поговорки приобщают человека к ценностям его народа и региона, классическая литература содержит примеры нравственного поведения и формирует навык умозрительного прогнозирования, а религиозное образование и святоотеческое наследие приводит человека к достижению божественного замысла о нем.

«Вопросы воспитания и образования молодого поколения должны стать предметом особой заботы как самого общества, так и государства и Церкви», – заключил Патриарх Кирилл.

Патриарх Кирилл